Война никогда не меняется…
Люди − противоречивые существа. Блестящие, и все же глупые. Они смогли усмирить атом и построить на его основе оружие. Но им не хватило мудрости понять, что оно таит смертельную опасность для них самих. Природная агрессивность взяла верх над здравым смыслом?..
Зачем я вам это рассказываю?
Сейчас 233-й год после катастрофы. Все знают, что была война, но уже никто не помнит, что послужило ее причиной. Скорее всего, правители в очередной раз что-то не поделили. В одночасье все крупные города были стерты с лица земли, большинство населения погибло. Те, кто выжил, уходили подальше от руин испепеленных городов, медленно умирая от радиации, голода и химикатов, развеянных в воздухе и заполнивших водоемы. Но жизнь не стоит на месте, и в один прекрасный день кто-то придумал маски, которые дали человечеству надежду. Отброшенное в каменный век, покалеченное человечество начало медленно, но верно восстанавливать свои позиции. Возникали небольшие деревушки, прокладывались дороги и линии электропередачи. Одной из самых престижных, но и самых опасных стала профессия водителя-дальнобойщика.
Безумный постапокалипсис
Каким будет мир после глобальной катастрофы? Что случится с человечеством, да и вообще, выживет ли оно? Постапокалиптические настроения всегда были популярны как у создателей игр, так и у кинематографистов. Вспомним прекрасную дилогию «Безумный Макс» (вообще-то фильмов три, но о первой части тактично забудем), которая вдохновила Black Isle на создание великого «Фоллаута». С тех пор многие игроделы избирали именно пост-ядерный мир как почву для своих проектов. Не обошел этот соблазн и девелоперов из команды Targem Games, которые уже успели отметиться добротной стратегией «Магия войны». Они представляют на наш суд оригинальный и интересный продукт Ex Machina. По жанру игру можно отнести к любимым многими миксам. Разработчикам удалось создать гибрид трех непохожих друг на друга игр − родных сердцу «Дальнобойщиков», ураганной Twisted Metal и уже забытой многими старушки Elite. А вот сможет ли амбициозный проект наших северных соседей завоевать любовь геймера, мы сейчас и разберемся.
Обертка
Как говорится, «встречают по одежке...», поэтому начнем с разбора визуальной составляющей.
Впервые запустив «Машину», я был неприятно удивлен жуткими тормозами в главном меню, не говоря уже об игровом процессе. Перепробовал я почти все: и драйверы новые ставил, и патчи качал − ничего не помогало. Так бы мне, наверное, и не удалось поюзать Ex Machin’y, но решение проблемы, как оказалось, лежало на поверхности. Нужно было лишь поставить новую версию DirectX с диска с игрой. Тормоза тут же прекратились и, выкрутив все настройки на максимум, я решил оценить местную графику. И тут меня ожидала первая приятная неожиданность. Графика игры очень даже хороша. Довольно давно, еще со времен «Морровинда», я не видел такой красивой воды. Небо с плывущими по нему облаками и кроваво-красный закат тоже хороши. Местные ландшафты могут вызвать лишь положительные эмоции. Дым и взрывы выглядят очень реалистично, а модели техники выше всяких похвал. В целом движок генерирует отличную картинку, хотя и не лишенную некоторых недостатков, вроде страшненьких людей и моделей деревьев. Но недочеты эти не существенны.
Вторым приятным сюрпризом стала ресурсоемкость игры. Не верьте системным требованиям, указанным на диске. На самом деле игра кушает совсем немного. На системе, которая в полтора раза слабее той, что указана в шапке статьи, Ex Machina шла на максимальных настройках без каких-либо тормозов. Единственное, чем не удалось насладиться, так это антиалайзингом и выставленной на максимум водой, т.к. для этого нужна видеокарта, поддерживающая шейдеры версии 3.0. За оптимизацию движка − однозначно «пять2. Разочарую только владельцев старого хлама − МХ противопаказано.
От графики плавно перейдем к физике. Модель поведения техники, используемая в Ex Machin’e, сделала бы честь многим рейсингам средней руки. Поднимаясь по крутому холму, машина теряет в скорости и двигается значительно медленнее. Наскочив на кочку, многотонная махина не начнет выделывать в воздухе безумные кульбиты, а слегка подпрыгнет и приземлится согласно всем законам физики. Притом поведение транспортного средства на дороге не прописано разработчиками заранее, а зависит от нескольких изменяющихся по ходу игры параметров.
О модели повреждений стоит поговорить отдельно. Она немного аркадна, но все же заслуживает нескольких лестных слов. В месте, где пуля прошила корпус, остается пулевое отверстие, от столкновения с препятствием на машине отчетливо видны вмятины, а с поврежденным корпусом и пробитыми колесами машина значительно теряет в управляемости, маневренности и скорости. Во время боя от машины, попавшей под обстрел, откалываются куски корпуса, отпадают детали, корпус деформируется. На игровой процесс это почти не влияет, но смотрится безусловно красиво. Окружающий мир довольно интерактивен. Присутствует возможность разрушать заборы, деревья, линии электропередачи или поиздеваться над остовами догорающих вражин. Можно даже людей давить, устроив локальный Кармагеддон (безумный смайл).
Все жители мира Ex Machin’ы носят маски, защищающие их от вредного воздействия окружающей среды. Таким элегантным ходом разработчики освободили себя от работы с лицевой анимацией. Это решение девелоперов не только не мешает, но и придает игре свой стиль.
К недостаткам стоит отнести глюки и нестабильную работу, связанную с частыми падениями и вылетами в систему. Но большинство из вышеперечисленных проблем решаются патчем.
Товарищ, не снимай противогаз!
Вы можете спросить меня, зачем люди носят защитные маски? Ответ очень прост − чтобы жить. После катастрофы многие тысячи умерли, прежде чем какой-то герой, имя которого нынче забыто, придумал маски. Атмосфера еще не очистилась от загрязнения, и каждый, кто снимет маску, неминуемо погибнет мучительной смертью. Из всех живых существ, когда-то населявших мир, выжили лишь люди. Благодаря маскам.
Возможно, найдутся неверующие, которые скажут, что за такое долгое время воздух уже очистился. Но они будут в корне неправы. Сейчас уже не осталось смельчаков, готовых пожертвовать своей жизнью, чтобы отрицать очевидное, но в прежние времена такие безумцы встречались. Ни один из них не выжил...
Конфетка
«...а провожают по геймплею». Думаю, никто не будет спорить, если скажу, что большинство игр становятся популярными не из-за суперсовременной графики и реалистичной физики, а благодаря интересному геймплею.
В Ex Machin’е вашей главной надеждой, опорой и помощником станет грузовик. Именно огромная бронированная махина не раз вытащит вас из смертельной передряги, поможет выжить в этом постапокалиптическом мире и даст возможность заработать денег. В процессе игры мы колесим по огромному миру и боремся за место под солнцем, торгуя, выполняя задания местных жителей и уничтожая агрессоров. Игровой мир разделен на регионы. Завершив все дела в одном из них, можно спокойно переезжать в следующий. Есть возможность в любой момент вернуться в указанный регион − для того, чтобы, например, сделать выгодную закупку или выполнить недовыполненный квест. Размер локаций внушает уважение. На прохождение одной из них иногда может уйти целый день, так что не ждите, что игру можно будет пройти за пару вечеров и благополучно забыть. Все города, да и весь мир выполнены вручную, а не банальным copy-past’ом. При желании, конечно, можно найти несколько похожих участков, но абсолютно одинаковых в Ex Machine нет. Каждая локация обладает своим неповторимым лицом − разрушенные скоростные магистрали; заброшенные заводы; огромные валуны, в скоплениях которых при определенной доле фантазии можно разглядеть настоящие скульптуры; железнодорожное полотно, ведущее в никуда… Каждый уровень левел-дизайнеры наполнили максимально возможным количеством деталей, получив в результате по-настоящему разные, оригинальные и интересные локации.
Игра начинается с того, что в день своего совершеннолетия нашего молодого обалдуя (главного героя) отец отправляет в город с посланием к своему другу. Мы заводим старенький фермерский грузовичок и едем в заданном направлении. По дороге нам встречаются первые враги, разобраться с которыми не составит труда. Дальше, уже на подъезде к городу, мы встречаем симпатичную (насколько позволяет разглядеть маска) девушку, которая просит помочь ей развезти груз по окрестным деревням. Но есть одна загвоздка − у «дивчины» ярко выраженная бандитская внешность. От того, откажешься или примешь предложение, зависит дальнейшее развитие сюжета. И таких развилок, влияющих на развитие сюжета, по ходу игры будет довольно много, то есть игра очень даже нелинейна. Сам сюжет ничего сверхъестественного из себя не представляет, но вышеупомянутая нелинейность добавляет ему интереса. К тому же, положа руку на сердце, скажу: сценаристы Targem не зря едят свой хлеб с красной икрой, они постарались, и в процессе игры геймера ждет не один неожиданный поворот повествования. Вот, кажется, до победы остался всего один маленький шажок, но нет, что-то происходит и игра вновь затягивает нас в водоворот событий, чтобы дать еще один шанс на успех.
В здешнем пост-ядерном мире главную роль играют города. Они − центры заработка, центры торговли, центры жизни, в конце концов. Кстати, в игре присутствуют около двадцати группировок, с которыми можно враждовать или жить дружно. Соответственно, города принадлежащие им, могут оказаться как враждебными, так и дружественными. И если вторые примут вас с распростертыми объятиями, то к первым без крутого грузовика вряд ли стоит приближаться − стационарная артиллерия хорошо знает свое дело.
Но вернемся к городам. При попадании в одно из поселений игрока могут встретить до четырех закладок. В мэрии (есть только в самых крупных городах) можно пообщаться с правительством и, по возможности, взять какое-нибудь особо важное задание.
Бар − основной источник квестов. Здесь есть возможность пообщаться с завсегдатаями, послушать советы или интересную историю, взять у бармена задание. Сами же задания разнообразием не блещут. Стандартное «найди-убей-привези-отвези» просочилось и сюда. Исключение составляют попадающиеся время от времени уникальные задания и сюжетные многоуровневые квесты.
Следующая вкладка на панели города − экран торговли. Разработчики утверждают, что в игру введена Elite-подобная система торговли. По этому поводу автор сам ничего сказать не может, ибо не играл , но проконсультировался со знающими людьми, и выяснилось, что да, похожа. Здешняя система торговли проста, но, тем не менее, хватает и ее. Каждое поселение специализируется на производстве и продаже только одного вида товара. На лесопилке можно затовариться дровами, а на ферме − едой. Недоумение вызывают лишь рыбаки, торгующие металлоломом . Чем больше в селении товара, тем меньше его цена, и наоборот. На разнице в цене и строится вся торговля. Еще один способ заработка − сбор трофеев с поверженных врагов. Иногда попадаются очень недурственные дорогие вещи. Поэтому, если вам не нравится торговать, монотонно переезжая из одного селения в другое, то можно переквалифицироваться в охотника за головами и жить на доходы от трофеев. Но здесь главное − не переборщить, ведь, нарвавшись на крутых врагов, можно потратить на ремонт больше, чем выручить от продажи их пожитков.
Ну, и последняя закладка − мастерская. Здесь мы ремонтируем, заправляем и модернизируем своего железного коня. Здесь же можно приобрести себе новое транспортное средство.
Всего в игре представлено пять видов грузовиков. Уже слышу крики, что автопарк катастрофически мал и быстро надоест. Ничего подобного, малое количество машин с лихвой компенсируется возможностями их модернизации. Базовые кабину и кузов можно сменить на новые, более подходящие модели. Характеристики этих деталей суммируются, и уже из суммы игрок получает информацию о параметрах машины. Машина обладает следующими характеристиками:
Конструкция − количество хитпойнтов. Броня − снижает урон. Масса − влияет на скорость и управляемость. Скорость − величина, показывающая сколько лошадок у вас под капотом; влияет на скорость. Управляемость − чем выше показатель, тем послушнее будет вести себя на дороге машина. Объем кузова − определяет количество слотов, одним словом − инвентарь.
Кроме возможности смены кузова и кабины, модернизацию грузовика можно провести путем установки специальных предметов, таких себе микромодулей (снова вспоминаем «КР»). Ассортимент их более чем велик, и каждый сможет найти себе что-то по душе.
Отдельно стоит поговорить об оружии. Его не просто много, его поистине огромное количество. Все оружие можно разделить на три группы − стрелковое, ракетное и энергетическое. К стрелковому можно отнести пулеметы, пушки и дробовики, все они обладают хорошей скорострельностью, бесконечным боезапасом, но наносят низкий урон.
Ракетное оружие − ракеты, минометы и торпеды, наносящие большой урон и ужасно деформирующие корпус, снятся противникам в страшных снах. Минусы − низкая скорострельность, быстро расходующийся боезапас. Энергетическое оружие представлено большим количеством лазеров, плазмаганов и т.д. Большинство видов наносят такой огромный урон, который буквально сжигает противника за пару залпов. Кроме вышеперечисленных средств уничтожения врага есть еще несколько оригинальных «стволов», вроде миноукладчиков или разбрызгивателей масла.
Многообразие деталей и оружия дает достаточно большой простор для фантазии игрока. При желании можно собрать здоровенный транспортник для торговли или крепость на колесах, чтобы ни один враг не ушел. Но нужно учитывать, что у любой конфигурации есть свои недостатки. Кстати, иногда, для выполнения некоторых заданий придется покидать кабину родного грузовика и пересаживаться во что-то поменьше и пошустрее.
В начале статьи не зря была упомянута старушка Twisted Metal. Боевые действия в Ex Machine очень ее напоминают. Есть грузовик игрока и машины противника. Главной задачей является шквальным огнем всех орудий уничтожить всех вражин с наименьшим вредом для себя, что довольно непросто сделать. Заходи противнику в тыл, чтобы его орудия тебя не достали, уворачивайся от ракет, в случае чего отходи под прикрытие городских турелей − экшен-часть в игре очень зрелищна, красива и динамична. Ассортимент врагов на любой вкус: начиная от легких багги и заканчивая вооруженными до зубов боевыми роботами.
Враги ведут себя достаточно разумно и очень редко тупят. Искусственный интеллект на достаточно высоком уровне, но подробнее о нем чуть позже.
Если опустить сюжет, оригинальные задумки и интересные моменты, и беспристрастно посмотреть на игру, то можно легко увидеть, что весь игровой процесс заключается в поездках между поселениями и попутном отстреле врагов. И это действительно так, но, черт побери, как же затягивает! Сорвав в сделке большой куш, радуешься так, будто бы выиграл настоящие деньги, а купив новую пушку, всем нутром чувствуешь, что твой подопечный стал еще круче и еще смертоноснее. Игра способна пригвоздить к монитору очень надолго. Изучая мир, торгуя, сражаясь, открывая секреты давно ушедшей цивилизации, начинаешь понемногу понимать, что игра цепляет. Targem Games удалось вдохнуть в свое творение то прекрасное, неуловимое, что многие называют атмосферой.
В этом мире хочется жить, в нем хочется остаться. Мир Ex Machin’ы не похож на стандартные пост-ядерные миры. Здесь вы не увидите выжженных солнцем и радиацией фоллаутовских пустынь, зато сможете побывать в залитых солнцем, жарких степях, дождливых лесах и непроходимых джунглях.
Дети новой земли, дети новой эпохи
…Огромная волна захлестнула всю землю, а когда через шесть дней вода схлынула, взору выживших представился измененный мир. Там, где раньше была пустыня, выросла трава. Там, где раньше зеленели кустарники, раскинули свои ветви деревья. А там, где стояли леса, высоко в небо поднялись гиганты с толстыми стволами и огромными кронами. Тогда люди обнялись и, держась за руки, вошли в девственные леса, и стала их жизнь исполненной покоя и благодати. Так началась история друидов, детей земли, почитающих жизнь во всех ее проявлениях.
…Транс с детства был очень любопытным. Однажды, совершая обязательную прогулку по лесу, он заметил странный блеск металла. Раскинув груду гнилых листьев, он извлек необычный предмет: стальной цилиндр с торчащими проводками и отверстиями. Он спрятал цилиндр, тайно предаваясь его разглядыванию в своей келье. В ночь солнцестояния к нему снизошло откровение: загадочные узоры сложились в нечеловечески красивые черты лица, а торчащие проводки вдруг представились жилами и сосудами, некогда питавшими металлическое тело. Выскочив под сень бесчувственных деревьев, Транс осознал истину: люди − лишь жалкое подобие своих металлических хозяев, которые разозлились и оставили человечество без своего руководства. Когда шок осознания прошел, перед ним предстало решение, гениальное в своей простоте − нужно помочь хозяевам вернуться. Так началась история детей железа, поклоняющихся бездушным машинам, самих уподобившихся им.
Дети жизни и дети смерти снова что-то не поделили. Начался новый конфликт. Поистине люди − странные и глупые существа. То, что произошло почти два с половиной века назад, так ничему их и не научило. Возможно, именно война этих двух племен когда-нибудь окончательно уничтожит человечество.
Черпак дегтю
Ничего идеально не существует. Идеальную игру пока еще не создали (да и вряд ли создадут). Ex Machina тоже не лишена недостатков.
Как ни прискорбно, мир игры мертв. Знаю, выше я писал, что в нем хочется остаться жить. Да, действительно хочется, но эта жизнь сродни жизни Робинзона − в этом мире кроме тебя никого нет, некому скрасить одиночество. Подрисовываемые движком в двадцати метрах от игрока машины союзных кланов положения не спасают. Ведь у них нет цели. Они не торгуют, не выполняют задания, не воюют. Они тупо едут по дороге, сбивая попадающиеся столбы, ведь они всего лишь подрисованы движком…
Пообщаться тоже не с кем, в основном благодаря примитивности диалогов. Немногочисленные NPC, встречающиеся в городах, способны выдавить из себя максимум три предложения и выдать очередной квест. Ближе к концу игры начинаешь чувствовать пустоту и одиночество.
Разработчики позиционируют игру как экшен/РПГ, но спешу разочаровать ролевиков, никакой ролевой системой здесь даже и не пахнет. Многие могут возразить, что РПГ − это не ролевая система, а в первую очередь отыгрыш роли. Да, но только в том случае, если есть выбор, кого отыгрывать. Здесь же отыгрыш представлен лишь в диапазоне «хороший-плохой». В общем, девелоперы зря написали в графе «жанр» те три, так любимые многими геймерами буквы.
Искусственный интеллект. В целом ничего плохого о нем сказать не получается. Враги действуют группами, грамотно используют численное преимущество, по возможности обходят с флангов и тыла. Но иногда они впадают в ступор − перестают стрелять и подавать признаки жизни, останавливаются и ждут, пока их уничтожат. К тому же девелоперы намеренно сделали оппонентов слабыми, в их руках оружие значительно менее скорострельно и смертоносно, да и с точностью у ребят проблемы. Вот и получается, что, с одной стороны, враги действуют достаточно разумно, а с другой − не могут противопоставить игроку ничего.
Также к минусам стоит отнести абсолютно несбалансированную экономическую составляющую. Особо не напрягаясь, уже в первой трети игры можно заработать столько денег, что на них, при желании, можно было бы и человеческую цивилизацию возродить.
Звуки музыки
Звук в игре добротный, 5.1 системы скучать не будут. Если миниатюрный «Шершень» еле слышно стрекочет, то зенитная установка КПВТ, переоборудованная под уничтожение наземных целей, заставит колонки попотеть. Все озвучено очень хорошо, претензии возникают лишь к голосам актеров − могли бы сыграть и повыразительнее, с чувством.
Музыка же очень хороша. Все треки интересны и надоедают очень не скоро. Некоторые из них пополнили мой плейлист. Композитор не зацикливался на одном жанре, поэтому Ex Machina может похвастаться музыкой разной направленности. Здесь и рок, и кантри, и электронная какофония, нашлось даже место для волынок . Каждый найдет себе что-то по душе.
То, что получилось в итоге
Подведем итоги.
Хотя Ex Machina имеет ряд недостатков, достоинств у нее, безусловно, больше. Хорошая графика, физика, свободный геймплей, богатство возможностей, нелинейность − все это можно записать игре в актив. Безусловно «Эх, машина» понравится не всем, и если вы ищете себе развлечение на пару вечеров, то эта игра вам не подойдет. Остальным − играть обязательно.